совместный проект
Больше верных решений — меньше стресса
или Зачем бизнесмену личные принципы
или зачем бизнесмену личные принципы
Чтобы двигаться к успеху, нужно принимать десятки важных решений. Работать с большим количеством неопределенностей сложно, но можно. В этом уверен основатель Bridgewater Associates Рэй Далио. В книге «Принципы» он рассказывает, как принимать решения быстро, а главное — правильно.
далее
Чем полезны принципы
Хотя в жизни случаются самые разные ситуации, многие из них типичны и повторяются. Считая каждую новую проблему уникальной, не замечая закономерностей и не анализируя ошибки, мы рискуем идти неправильным путем. Рэй Далио предлагает выявлять похожие проблемы и вырабатывать для них алгоритмы принятия решений — «принципы». Принципы появляются там, где неудача разобрана на детали: что ее вызвало, почему вы поступили так, а не иначе, какими идеями руководствовались и чего хотели этим добиться.
Хотя в жизни случаются самые разные ситуации, многие из них типичны и повторяются. Считая каждую новую проблему уникальной, не замечая закономерностей и не анализируя ошибки, мы рискуем идти неправильным путем. Рэй Далио предлагает выявлять похожие проблемы и вырабатывать для них алгоритмы принятия решений — «принципы». Принципы появляются там, где неудача разобрана на детали: что ее вызвало, почему вы поступили так, а не иначе, какими идеями руководствовались и чего хотели этим добиться. Получив объективную картину неудачи, можно прийти к основному выводу. Этот вывод и есть принцип.
Чаще спрашивайте:
Так ли это
на самом деле?
Это правда?
Разумно ли это?
В этом есть логика?

Получив объективную картину неудачи, можно прийти к основному выводу. Этот вывод и есть принцип.

С помощью принципов можно не анализировать каждую ситуацию с нуля, а просто применить для нее проверенное правило. Это экономит время на принятие решений, снижает нагрузку и улучшает качество жизни.

Чаще спрашивайте:
Так ли это на самом деле? Это правда?
Разумно ли это?
В этом есть логика?
Книга «принципы»
Принципы
работы
Систему принципов Рэй начал строить благодаря своему самому большому бизнес-провалу. В августе 1982 года Мексика объявила дефолт. Рэй прогнозировал, что с вероятностью 75% в США тоже наступит кризис, и поставил на это все свои деньги. Действия Федерального резервного фонда изменили ход событий: вместо кризиса в стране начался стабильный рост экономики без инфляции, который продолжался двенадцать лет.
Рэй проиграл и деньги, и сотрудников и чуть не утопил Bridgewater. Этот период в своей жизни он сравнивает «с серией ударов бейсбольной битой по голове». Позже, проанализировав случившееся, Рэй понял, что смотрел на ситуацию очень узко: не учел предыдущие действия Федерального резервного фонда в подобных ситуациях и исторический контекст, не смог отстраниться и увидеть полную картину. Так появился подход, который сделал Рэя одним из ста богатейших и самых влиятельных людей США.
Систему принципов Рэй начал строить благодаря своему самому большому бизнес-провалу. В августе 1982 года Мексика объявила дефолт. Рэй прогнозировал, что с вероятностью 75% в США тоже наступит кризис, и поставил на это все свои деньги. Действия Федерального резервного фонда изменили ход событий: вместо кризиса в стране начался стабильный рост экономики без инфляции, который продолжался двенадцать лет.
Рэй проиграл и деньги, и сотрудников и чуть не утопил Bridgewater. Этот период в своей жизни он сравнивает «с серией ударов бейсбольной битой по голове». Позже, проанализировав случившееся, Рэй понял, что смотрел на ситуацию очень узко: не учел предыдущие действия Федерального резервного фонда в подобных ситуациях и исторический контекст, не смог отстраниться и увидеть полную картину. Так появился подход, который сделал Рэя одним из ста богатейших и самых влиятельных людей США.
Как выработать свои принципы

Каждый рано или поздно понимает, что проблемы в его жизни повторяются, но всё равно продолжает наступать на те же грабли. Почему же так сложно учиться на своих ошибках и создавать универсальные правила поведения? Далио уверен: ничто так не помогает расти, как обратная связь окружающих. Проблема лишь в том, что критика бьет по самолюбию, вызывает неприятие или гнев. Одним словом, причиняет боль. А люди боятся боли.

Для каждого человека, который стремится к успеху, Рэй вывел формулу: боль + анализ = прогресс. Когда вы испытываете боль,
поймите, в чём ее причина, что вы делаете не так. Почему подчиненные плохо к вам относятся? Почему ваши коллеги саботируют ваши решения? Из-за чего вашему мнению не доверяют? Именно ситуации, когда эмоции заглушают голос разума, должны особенно привлекать ваше внимание.

Для каждого человека, который стремится к успеху, Рэй вывел формулу: боль + анализ = прогресс. Когда вы испытываете боль,
поймите, в чём ее причина, что вы делаете не так. Почему подчиненные плохо к вам относятся? Почему ваши коллеги саботируют ваши решения? Из-за чего вашему мнению не доверяют? Именно ситуации, когда эмоции заглушают голос разума, должны особенно привлекать ваше внимание. Попробуйте
отстраниться, включить логику и искать причину проблемы. Именно эта работа над собой позволит со временем выкристаллизовать свой подход к жизни, отвечающий вашим ценностям.

Попробуйте отстраниться, включить логику и искать причину проблемы. Именно эта работа над собой позволит со временем выкристаллизовать свой подход к жизни, отвечающий вашим ценностям.

Конечно, полностью отключить эмоции невозможно. Для этого в Bridgewater для принятия некоторых решений используют компьютеры. В машину загружается многолетний массив данных и алгоритмы анализа, которые дают основу для
дальнейшей работы с ситуацией.

«В тяжелые дни после 11 сентября 2001 года, когда целая страна жила только эмоциями, или на протяжении нескольких недель с 19 сентября по 10 октября 2008 года, когда индекс Доу — Джонса рухнул на 3600 пунктов, временами я был готов расцеловать наши компьютеры. Они были неизменно хладнокровны», — пишет Рэй.

Принципы работы
Рэй Далио «принципы»
обратная
связь

В начале 1993 года Рэй Далио получил коллективное письмо от своих сотрудников. Оно состояло из двух частей: «Что Рэй делает хорошо?» и «Что Рэй делает не очень хорошо?». К невероятному удивлению
бизнесмена, оказалось, что в минуты стресса он заставляет подчиненных чувствовать себя униженными, ненужными и некомпетентными.

Это стало стимулом Далио для
работы над собой — и поводом для первого свода корпоративных правил «Принципы работы» в компании Bridgewater. Сегодня Далио получает обратную связь от подчиненных напрямую. «Я прошу потратить 10–15 минут на составление краткого обзора, что он сделал за день, с какими проблемами столкнулся и что по этому поводу думает», — пишет
Рэй.

Конечно, полностью отключить эмоции невозможно. Для этого в Bridgewater для принятия некоторых решений используют компьютеры. В машину загружается многолетний массив данных и алгоритмы анализа, которые дают основу для
дальнейшей работы с ситуацией. «В тяжелые дни после 11 сентября 2001 года, когда целая страна жила только эмоциями, или на протяжении нескольких недель с 19 сентября по 10 октября 2008 года, когда индекс Доу — Джонса рухнул на 3600 пунктов, временами я был готов расцеловать наши компьютеры. Они были неизменно хладнокровны», — пишет Рэй.

Ошибка — повод не для эмоций, а для анализа. Ошибки позволяют вам сформулировать новый принцип
5 принципов Рэя Далио

1. Любая ошибка — повод не для эмоций, а для анализа. Ошибки позволяют вам сформулировать новый принцип, а затем проверить его на практике. Главное при этом — оставаться объективным, беспристрастно анализировать мнения других людей и сохранять холодную голову в самых стрессовых ситуациях.

2. Нанимая нового сотрудника, убедитесь в том, что он разделяет ваши ценности и обладает нужными способностями. Только коллектив
единомышленников-профессионалов способен вывести вашу компанию на новый уровень.

3. Компании нужны люди с разными типами мышления. Так вы сможете анализировать проблему с разных сторон. А тесты на определение социотипа и профессиональных способностей помогут собрать коллектив как пазл, где каждый выполняет свою важную роль.

4. Стоит стремиться к принципу «радикальной правды». Все процессы в компании должны быть прозрачны. Любой сотрудник Bridgewater имеет право высказать свою точку зрения о действиях начальства. А начальство, в свою очередь, обязано открыто объяснять сотрудникам свои решения.

5. Цените мнения специалистов низшего звена. Ведь они видят ситуацию с другой точки зрения. Привлекая их к принятию решений, вы увеличиваете свои шансы на успех.

В книге Далио «Принципы. Жизнь и работа» собраны сотни ценных мыслей и полезных советов,
которые помогут изменить отношения с коллегами и близкими, позволят по-новому взглянуть на работу и «разгрузить» голову. Для чего? Для лучшей жизни! «Вы в состоянии получить гораздо больше того, что вам нужно для счастья. Делайте выбор и смело идите вперед», — советует Рэй.

Ошибка — повод не для эмоций, а для анализа. Ошибки позволяют вам сформулировать новый принцип
Принципы Рэя Далио для жизни и работы

Для себя Далио выработал такую формулу счастья и успеха:

1. Поставить перед собой цель.2. Понять, какова объективная реальность.3. Придумать, как добиться пункта 1 с учетом пункта 2.

На пути к счастью сам Рэй выработал целый ряд принципов, которые сделали его компанию одной из самых успешных в США (сегодня активы под управлением Bridgewater составляют $160
млрд).

комментарий эксперта
Георгий Соловьёв, генеральный директор и CEO Skyeng

В Skyeng все принципы не только задекларированы, но и проиллюстрированы реальными кейсами. Такой открытый список правил очень полезен. Он не только ускоряет принятие решений и обеспечивает синхронную работу всех департаментов, но и позволяет сотрудникам чувствовать свою причастность компании. Ведь принципы были составлены на основе их собственного опыта. Также правила работают на привлечение новых работников: когда люди узнают о них через друзей или коллег, они сами присылают резюме нашим кадровикам. А когда приходят к нам, с помощью правил им проще объяснить, как устроен Skyeng и что от них требуется.

В нашей компании мы выработали три основных принципа работы.

1. Открытость и прозрачность. Абсолютно вся внутренняя документация — бюджеты, финансы, планы проезда, KPI и даже мой личный календарь на неделю — доступна любому сотруднику компании. За закрытие доступа к данным грозит наказание. Этот принцип работает на всех уровнях. Например, если какое-то решение руководства вызывает сомнение у людей, мы публично выходим и рассказываем, почему оно было принято и какие у нас были альтернативы. То есть руководство несет ответственность за каждый свой шаг и у него есть дополнительный стимул не совершать ошибок.

1. Открытость и прозрачность.Абсолютно вся внутренняя документация — бюджеты, финансы, планы проезда, KPI и даже мой личный календарь на неделю — доступна любому сотруднику компании. За закрытие доступа к данным грозит наказание. Этот принцип работает на всех уровнях. Например, если какое-то решение руководства вызывает сомнение у людей, мы публично выходим и рассказываем, почему оно было принято и какие у нас были альтернативы. То есть руководство несет ответственность за каждый свой шаг и у него есть дополнительный стимул не совершать ошибок.

К этому принципу мы пришли, когда наша компания начала расти. Мы стали делегировать принятие решений в подразделения. И в какой-то момент мы поняли, что начальники отделов совершают неправильные шаги. Но не потому что они непрофессионалы, а потому что не обладают всей информацией. Таким образом, открытость данных упрощает принятие решений. А также рождает преданность: когда ты в курсе всех процессов, компания перестает быть для тебя чем-то непонятным и посторонним.

Цените мнения специалистов низшего звена. Ведь они видят ситуацию с другой точки зрения

2. Сильные люди. Это наш главный актив. Мы нанимаем максимально сильных людей, до которых можем дотянуться. Люди первичны, стратегии и задачи вторичны. Поэтому если завтра нам придется уйти из образования, с нашей командой мы добьемся успеха в другой области.

2. Сильные люди. Это наш главный актив. Мы нанимаем максимально сильных людей, до которых можем дотянуться. Люди первичны, стратегии и задачи вторичны. Поэтому если завтра нам придется уйти из образования, с нашей командой мы добьемся успеха в другой области. p У нас очень жесткий гайд по найму, особенно топ-менеджеров. Отдел кадров должен провести интервью с  десятками кандидатов, затем сформировать шорт-лист из 3–10  человек, и только после этого мы  примем решение. На это может уходить до полугода.

Если же мы не можем нанять лучших людей, мы используем их опыт и обращаемся к ним как к менторам. Наши топ-менеджеры перед принятием решений должны советоваться с лучшими игроками на рынке. В Skyeng нельзя сказать: «Мы сами отлично справимся» — у тебя потребуют экспертную оценку и список специалистов, к которым ты обращался. Кроме того, к примеру, несколько лет назад топ-менеджер «Яндекса» инвестировал в нашу компанию и таким образом стал нашим ментором.

3. Меритократия идей (так назвал этот принцип Рэй Далио). Это принцип управления, когда решения в компании принимаются всеобщим голосованием. Только, в отличие от демократии, не у всех сотрудников голос равен единице. Каждому работнику присваивается определенный рейтинг. Он рассчитывается исходя из количества правильных решений, которые работник принял в компании. Причем ценность голоса зависит от области. Например, голос одного и того же человека может быть очень «дорогим» в маркетинге и ничего не стоить в аналитике.

Также очень важно, что цена голоса никак не связана с должностной иерархией. На одном из этапов развития компании мы заметили, что менеджеры на местах принимают решения лучше «топов». Просто потому что у них больше данных и они больше погружены в предмет. Так мы пришли к принципу меритократии. И сегодня у нас, скажем, есть продуктовый
менеджер, чей голос дороже директора по продукту и вообще всех топ-менеджеров. Просто потому что он принял ряд правильных решений.

открытость и прозрачность
Цените мнения специалистов низшего звена. Ведь они видят ситуацию с другой точки зрения
комментарий эксперта
Сергей Абдульманов, математик, основатель и директор по маркетингу компании «Мосигра»

Рэй Далио вводит четкие правила, и это хороший способ сократить процесс принятия решения. Когда сталкиваешься с определенной проблемой, можно с нуля оценить все ее аспекты и после этого сделать вывод. Этот способ точный, но очень трудозатратный. Сложных решений требуют только самые важные вещи. В большинстве случаев достаточно распознать, к какому типу относится та или иная ситуация, и применить к ней готовый алгоритм. Главное, чтобы он был адекватен ситуации.

Я выработал для себя четыре главных принципа.

1. Нет правил, которые не могли бы поменяться. Если у тебя есть гипотеза, а экспериментальные данные ей противоречат, не нужно «натягивать сову на глобус» и защищать свое мнение. Бизнес тоже состоит из гипотез. Поэтому в нём важна гибкость: умение признать объективные факты, которые говорят, что ты неправ, и быстро поменять свою точку зрения.

2. Надо быть честным с собой. Честность позволяет, во-первых, объективно оценивать факты и принимать решения, во-вторых, экономить время в неоднозначных ситуациях. Очень удобно не врать людям — в твоей жизни будет меньше вещей, за которые тебе стыдно. Например, за месяц до сдачи b2b-заказа мы видим, что с ним что-то не так.

2. Надо быть честным с собой.Честность позволяет, во-первых, объективно оценивать факты и принимать решения, во-вторых, экономить время в неоднозначных ситуациях. Очень удобно не врать людям — в твоей жизни будет меньше вещей, за которые тебе стыдно. Например, за месяц до сдачи b2b-заказа мы видим, что с ним что-то не так.

Звоним заказчику, объясняем ему ситуацию и предупреждаем о задержке на пять дней. И заказчик чувствует себя очень комфортно, потому что у него достаточно времени для маневра: он может настоять на соблюдении дедлайна, потребовать скидку или сделать заказ в другом месте. А кроме того, он чувствует, что у него всё под контролем. Ведь нет удовольствия больше, чем знать, что происходит у всех твоих контрагентов. В компании за косяк, о котором сотрудник рассказал заранее, а не в последний момент, не ругают.

3. Твори фигню. Мы на этой планете ненадолго. Поэтому нужно наслаждаться тем, что делаешь, и относиться серьезно только к самым важным вещам, а к остальному — играя. Как только ты начинаешь варьировать поведение и менее критично смотришь на ситуацию, результаты оказываются неожиданно хорошими. Половину наших самых громких кейсов мы придумали в шутку. Например, в прошлом году мы рассылали нашим иностранным партнерам письма, в которых
писали: в декабре у нас продажи выше, потому что русские люди, прежде чем упасть лицом в салат, хотят утолить духовную потребность в играх. А заканчивали письма примерно так: «Всё, мне пора кормить моего медведя водкой, до свидания». И наш стенд на выставке в Эссене (Германия) оформили в стиле «треш, угар и клюква» — с ушанками и кокошниками. И это сработало. Нам тепло отвечали на письма. Нас запомнили на выставке. Нас стали воспринимать как веселых дружелюбных русских. Мы заключили новые контракты. Потому что мы творили фигню.

4. Не делай фигни. Когда ты чувствуешь, что делаешь что-то плохо, у тебя есть выбор: сделать плохо, сделать нормально или вообще не делать. Исторически сложилось, что я обычно топлю за качество. Некоторые бывают экономически замотивированы на скорость. Да, тактически всегда хочется сделать быстро. Но стратегически выгоднее, чтобы результат был качественным. Когда мы создавали «Мосигру», то всегда четко представляли пятилетнюю перспективу. Даже в кризис, когда не знали, протянем ли еще пять лет, мы делали вещи, которые нам очень сильно помогут в будущем. Причем этот подход мы поощряем на всех уровнях. Например, в нашем магазине на «Новослободской» расходовали подозрительно много фирменных пакетов. Мы пришли выяснить, что же там происходит. Оказалось, когда идет дождь, каждую покупку в этом магазине пакуют в два пакета: второй донышком наружу, чтобы коробка не намокла. С одной стороны, экономически это невыгодно. А с другой — совершенно прекрасно. Клиент чувствует, что к нему относятся как к человеку. А значит, продажи будут расти. Потому что после первого посещения магазина человек решает к тебе вернуться не по рациональным критериям, а потому что ему у тебя понравилось. Так создается имидж бренда.

4. Не делай фигни. Когда ты чувствуешь, что делаешь что-то плохо, у тебя есть выбор: сделать плохо, сделать нормально или вообще не делать. Исторически сложилось, что я обычно топлю за качество. Некоторые бывают экономически замотивированы на скорость. Да, тактически всегда хочется сделать быстро. Но стратегически выгоднее, чтобы результат был качественным. Когда мы создавали «Мосигру», то всегда четко представляли пятилетнюю перспективу. Даже в кризис, когда не знали, протянем ли еще пять лет, мы делали вещи, которые нам очень сильно помогут в будущем. Причем этот подход мы поощряем на всех уровнях. Например, в нашем магазине на «Новослободской» расходовали подозрительно много фирменных пакетов. Мы пришли выяснить, что же там происходит. Оказалось, когда идет дождь, каждую покупку в этом магазине пакуют в два пакета: второй донышком наружу, чтобы коробка не намокла. С одной стороны, экономически это невыгодно. А с другой — совершенно прекрасно. Клиент чувствует, что к нему относятся как к человеку. А значит, продажи будут расти. Потому что после первого посещения магазина человек решает к тебе вернуться не по рациональным критериям, а потому что ему у тебя понравилось. Так создается имидж бренда.

Тест

«Философия миллиардера: что бы сделал Рэй Далио?»

В своей книге «Принципы» миллиардер Рэй Далио настаивает: именно правила и убеждения помогли ему достичь высот. Ответьте на 10 вопросов теста и проверьте, сможете ли вы угадать, как Рэй поступил бы в реальных деловых ситуациях и насколько вам близок подход миллиардера.

начать

Рэй Далио «Принципы»

«Книга, которая поможет вам получить от жизни то, чего вы хотите»

Узнать больше
Тест

«Философия миллиардера: что бы сделал Рэй Далио?»

В своей книге «Принципы» миллиардер Рэй Далио настаивает: именно правила и убеждения помогли ему достичь высот. «Все добившиеся выдающихся результатов люди живут по правилам, которые помогают им стать триумфаторами», — пишет Далио, возглавляющий инвестиционную компанию, которая, по данным Forbes, управляет $160 млрд. Ответьте на 10 вопросов теста и проверьте, сможете ли вы угадать, как Рэй поступил бы в реальных деловых ситуациях и насколько вам близок подход миллиардера.